Скамейка
|
ПО РАССКАЗАМ ЧЕХОВА ПОНЯТИЕ малой сцены уже прочно вошло в лексикон любителей театра. Связывается оно обычно с профессиональными коллективами. Известно, например, что областной драматический театр имеет две такие сценические площадки. Но в последнее время малые сцены появляются и у самодеятельных коллективов. На одной из них состоялась недавно премьера. Народный музыкально-драматический театр Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова поставил спектакль по рассказам А. П. Чехова (режиссер И. В. Лисовская). Самодеятельные артисты показали зрителям несколько чеховских рассказов. Безусловное достоинство спектакля — его легкая свободная форма, позволяющая исполнителям органично превращаться из рассказчика в героя и наоборот. Спектакль потребовал от коллектива большой вдумчивой работы. Артисты должны были изучить время, в котором живут их герои, особенности жизни и быта ушедшего в прошлое общества. И в то же время они должны были понять, что не ушло и продолжает жить сегодня в окружающих нас людях и в нас самих... Нелегкая задача — постичь душу чеховской прозы, обнаружить ее тонкий, почти неосязаемый нерв, уловить грустную, ироничную, а порой и горькую чеховскую улыбку, так часто напоминающую гримасу боли. И нужно оказать, что исполнителям многое удалось. Конечно, санитарке областной больницы Рите Казанцевой и няне детского сада Тамаре Скляниной трудно было мельчайшими оттенками поведения, манерой держаться и говорить подчеркнуть ту огромную пропасть в социальном положении, которая отделяет скромную хористку от «благородной» дамы Колпаковой. Но зато ими глубоко и искренне прожита тема унижения человека, которому можно нанести обиду только потому, что он стоит на самой нижней ступеньке социальной лестницы и практически беззащитен. Тамара Склянина запоминается и в роли Верочки из одноименного рассказа. Она убедительно передает ее робость, смущение, надежду найти отклик на свое чувство. И то, как эта тихая смущенная, поначалу казавшаяся беспомощной, Верочка вдруг оказывается гордой и сильной, как только понимает, что сердце, в которое она постучалась, безнадежно пусто, мертво. Обращают на себя образы, созданные учащимся профтехучилища № 2 Олегом Стыровым и работницей рыбокомбината Ларисой Силюк в рассказе «Шампанское», слесарем троллейбусного депо Игорем Галичем в «Верочке» и в «Рассказе госпожи NN». Настоящим праздником для зрителей стал рассказ «Без заглавия», в сценическом воплощении которого приняли участие все артисты. Интересно разработанным и точным оказался его пластический рисунок, передающий однообразную, монотонную жизнь монахов в монастыре, которую взрывает появление Горожанина (в его роли дебютировал электрик судоверфи Александр Евграфов), их радостный и жадный интерес к «греховной» жизни. С мягким юмором рисует образ старого настоятеля кузнец Евгений Русаков. Его герой так искренне ужасается всему «греховному», что видел в городе! Мягкую выразительность спектакля усиливает музыкальное сопровождение. Звучит музыка С. Рахманинова, А. Скрябина, 3. Фибиха, русские романсы. Концертмейстер Н. Н. Малышева очень чутко ведет музыкальную партитуру спектакля. Зрители благодарны молодым исполнителям прежде всего за их искренность, самоотдачу и любовь к нашему замечательному писателю. Спектакль по рассказам Чехова несколько раз с успехом прошел на малой сцене дворца и на выездах. Р. ВЕЛИГИНА.
|
Отрывок из критической статьи Натальи Периковой «ШКОЛА НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ» О фестивале народных театров В КАЛИНИНГРАДЕ В 1987 году. …Самодеятельность хороша своей искренностью и даже иногда наивностью. Но время не стоит на месте. И требования к самодеятельным театрам предъявляют ничуть не меньше, чем к профессиональным. Приятно, что в разговоре об исполнительском мастерстве не раз звучали добрые слова о народном музыкально-драматическом театре Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова и о народном театре студии Дворца культуры «Октябрь» т. Заполярного. Спектакль мурманчан режиссёра И. В. Лисовской «Скамейка» (автор А. Гельман) был очень хорошо принят и зрителями и жюри. Мы долго обсуждали достоинства и недочеты этой работы, но мнение высказали единодушное — спектакль стал для всех примером тoгo, как надо работать с труппой, пьесой, чтобы достичь такого успеха. Не случайно этому коллективу был вручен диплом за единство режиссерского решения и актерского воплощения идеи спектакля. |
Возвращение в «детское измерение» ЗАМЕТКИ КРИТИКА И. БОРИСОВА. Театровед.
Нестареющая озорная повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен напоминает взрослым о радости и беззаботности детства, а детям открывает их собственный мир. Обаяние творчества этой писательницы — в легком и радостном понимании детской фантазии. Только искренне любя детей, можно так понимать каждого и с годами умножать свою непосредственность и детское лукавство, озорство и мудрость. Зная это, молодые актеры «Актера» шалят и кувыркаются на сцене почти как дети. Даже лучше! Исчезают возрастные границы между зрителями. Всех охватывает радость игры и раскованности. Да не так-то это просто. Ведь зрелищный образ спектакля «сочинять» пришлось при очень скудных средствах. Может быть, поэтому декорации спектакля состоят всего лишь из веревочных лестниц, нужных персонажам, как лианы обязьянкам, да из разноцветных поролоновых кубов. Их можно поставить серой стороной к залу — и будут скучные парты. А можно повернуть разными цветными боками и построить странный и пестрый дом — то ли виллу «Курица», то ли «сон» Пеппи. Елена Галич в роли Пеппи, кажется, по-человечески рада возможности вернуться в «детское измерение», еще не забытое. Да, пожалуй, все актеры с удовольствием в это измерение возвращаются. Изображают «Дилектора», хлопая руками из-за кулис; прицепив бумажные бороды, играют полицейских и, сняв каски, становятся детьми. А зрители и не замечают, сколько труда вложено в исполнение лихих танцев и забавных песен. Сколько внимания и точности реакции нужно актерам для общей работы в этом легком и простодушном детском мюзикле! В коллективе «Актера» нет «обслуживающих» цехов. Студийный театр напоминает повозку средневековых комедиантов: всю работу выполняют сами — кто что умеет. Вот и с «Пеппи» так же. Игорь Галич сочинял пьесу и стихи на основе повести, Игорь Миронов — музыку, Андрей Секурцев обеспечивал световое и художественное оформление, и сообща на репетициях обживали весь этот материал. Костюмы придумывали и шили каждый для себя. А параллельно работе над спектаклем шел переезд: переезжали из Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова в подвал дома на улице Ленинградской. Захотели быть самостоятельными. «Актер» уже пользуется в городе авторитетом. К тому же артисты легко отзываются на просьбы трудовых коллективов о проведении праздника или концерта: и сценарий напишут, и частушки споют, и общее веселье организуют. В этом театре есть редкое нынче, но незаменимое качество: непрерывное духовное развитие. Коллективное и потому — заразительное. Именно эта наполненность их концертов и спектаклей создает им прочный круг зрителей-друзей. В этот круг вошли и гости Мурманска из Швеции, Финляндии, Норвегии. Сейчас коллектив готовится к поездке в Норвегию, где хозяев тоже ждут встречи с фантазеркой Пеппи. Летом нашему «Актеру» предстоят гастроли в Ленинграде. Уже не в первый раз он будет выступать перед ленинградцами. Театралы Мурманска рады успехам театра-студии, недавно получившего самостоятельность.
|
А.Фугард "ЗДЕСЬ ЖИВУТ ЛЮДИ" (драма в 2-х действиях) 11 сб. 10вс., 23сб. И. Лисовская "НАВАЖДЕНИЕ" (пластический спектакль по произведениям Н.Гумлева, А. Ахматовой, М.Цветаевой и др.) 19вс 1пт.,2сб,17вс.,31вс. А.Гельман "СКАМЕЙКА" (драма в 2-х действиях без антракта) 18сб. 16сб.,30сб. И.Галич "МЫР, или Воспоминания одного мудрого старика" (по произведениям Д.Хармса) 12вс. 3вс.,9сб.,24вс. НАШ ЦИРК (веселое представление с акробатами, собаками и кабаре. Придумано и исполнено студийцами и режиссером) 9сб.,10вс.,17вс.,24вс.
|
— так, возможно, скажет о себе молодежный театр-студия "Актер". Выселение назначили на одиннадцать. Актеры собрались раньше, бродили по репетиционной, сидели, курили. Как это — выселят? Эти сшитые своими руками костюмы, сделанные с трудом и душою декорации, аппаратуру в конце концов - на улицу? И что делать дальше, если отберут и это маленькое, годное лишь для репетиций (но не спектаклей) подвальное помещение? Театру не везет. Не везет с того злосчастно-счастливого момента (декабря прошлого года), когда театр-студия при ДК им. Кирова добился самостоятельности. Во имя сохранения сложившейся труппы (путем перевода из любителей в профессионалы). Самостоятельность — это свобода плюс ответственность. Идите, справедливо сказал ДК, вы теперь совершенно свободны. — Мы нашли подвел на Ленина, 70, уговорили райисполком нас пустить, — рассказывает актриса театра Лена Галич. — Откуда ни возьмись появился кооператив «Тайфун» предложил отремонтировать помещение за маленькую комнатку. И пиратски оттяпал полподвала. Письменным договором непредусмотрительный «Актер» не обзавелся, а честное слово к делу не пришьешь. Побрели куда глаза глядят. Благо, было куда. Еще в феврале 1987 года молодежный культурный центр Октябрьского района озаботился судьбой своего театра, и на совет общественности было решено подыскать ему «Актер» пришел с челобитной и предложением в управление тралового флота, вот уже лет восемь арендующего у ЖПЭТ подвал под опорный пункт охраны порядка. Пункт занимает здесь несколько комнат, среди которых — зал, используемый, по мнению театра и тралфлота, крайне редко. Разве что раз в месяц проведут собрание жителей Вот этот-то зал широким жестом мецената предоставило управление тралфлота «Актеру», заключив с ними договор в феврале прошлого года — сроком на пять лет. Прежние же потесненные жильцы — общественный пункт № 1 — несмотря на решение совета общественности, остались при «особом мнении», которое письменно и устно донесли до ЖПЭТ Октябрьского райисполкома. — Нам необходим этот зал, — считает Олег Григорьевич Зиновьев, старший участковый инспектор Октябрьского РОВД. — Мы там проводили разводы ДНД, собрания жителей. Сейчас в связи с новым постановлением правительства ДНД будет расширяться. У нас бедствует без помещения клуб «Дзержинец». Мы пытались найти общий язык с тралфлотовцами, приглашали их, они не приходили. Потому действуем через ЖПЭТ. Любопытный момент: кто же и в ком больше заинтересован? Почему являться по приглашению должен тралфлот, оплачивающий «квартирные расходы» опорного пункта? Ну да бог с ним, этическая сторона отношений благодетеля и благодетельствуемого — дело сложное. — Они на тех же правах, что и мы! — возмущается Ирина Владимировна Лисовская, режиссер театра. — За них тоже платит тралфлот, и раз платит — то имеет право пустить кого хочет. Увы и ах! Как ни парадоксально, не всегда платящий может заказывать музыку. Договор, заключенный ЖПЭТ и тралфлотом еще в 1982 г., имеет один неприятный в данной ситуации пункт: арендатор обязан использовать помещение исключительно по прямому назначению (то есть под опорный пункт). Иначе договор будет расторгнут. — На это мы вряд ли пойдем, — пояснил Александр Федорович Кондратьев, заместитель управляющего ЖПЭТ Октябрьского района. — Но управление тралфлота ведет себя неверно с юридической точки зрения. Мы ничего не имеем против театра в этом помещении. Но нас должны были поставить в известность. Если речь идет о субаренде, то договор должен быть. Но управление тралфлота даже не сочло нужным ответить нам на письмо, посланное в июне. Отвлечемся на минуту, поговорим о театре вообще. Не собираюсь убеждать в его важности для здоровой духовной жизни общества. Скажу иное: театр — мир необычный, сложный и в чем-то беззащитный. Так уж сложилось, что он не может существовать без внимания со стороны общества. И у «них», и у нас в дореволюционной России, кроме дотаций государственным театрам кров, защиту, покровительство актерским труппам даровало меценатство. Мало-помалу покровительство искусствам стало возрождаться и в наши дни. Но настолько оно пока непрочно, что страшно дохнуть — не задуть бы едва затеплившееся. И все же решусь: слава меценатству тралфлота, но… Непорядочно обласкать и бросить на произвол судьбы, заранее зная, что своими «нестерильными» с юридиче ской точки зрения дейстриями подводишь под монастырь зависимого от тебя. А тралфлот, заключив и с театром договор, не имеющий юридической силы, не найдя взаимопонимания с опорным пунктом и, самоустранившись, буквально отдал «младенца» на избиение. Александр Сергеевич Коршунов, помощник начальника тралового флота, с надеждой ожидаемый «Актером» в то утро выселения, не пришел. Позднее объяснил это своей загруженностью и уверенностью (не поняла, на чем основанной), что ни ЖПЭТ, ни РОВД к более решительным действиям не перейдут. В то утро все кончилось относительно благополучно. ЖПЭТ, не желая вмешивать в конфликт «спонсора» с подопечными, дал еще десять дней на примирение. Но что будет через десять дней? Отступится ли РОВД? Вмешается ли наконец тралфлот? Или все это: декорации, костюмы, аппаратуру — на улицу? Е. ДЕНИСЕНКО. |
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА» 1988- фестиваль МУРМАНСК
ВЕЛИГИНА – засл. деят. культуры России, член союза журналистов РСФСР |
Народный музыкально-драматический театр Дворца культуры и техники имени С.М. Кирова поставил "Дульсинею Тобосскую". Это тончайшая пьеса А. Володина ставилась и ставится на сценах театров всего мира. Она привлекает своим гуманным потенциалом, глубиной чувств, изяществом. Но как справится с этим сложным материалом самодеятельный коллектив? Красивый пригласительный билет, профессионально сделанная программка создают у зрителей определенный настрой. И все же я сижу и волнуюсь: знаю пьесу, боюсь разочароваться, ибо главное в театре – это его живая душа, это герои спектакля, это их вкус, культура, взаимодействие, талант. Что-то я увижу? Первое впечатление – интересное оформление, сделанное заслуженным художником РСФСР В.Чудзиным. Далее – музыка. Небольшой оркестр под управление В.Емельянова играет слаженно, весело и храбро. Мне, честно говоря, не совсем по душе эффектная музыка композитора Гладкова, слова песен Рацера и Константинова. Но я принимаю такое решение, ибо оно в жанре музыкального театра. Режиссер спектакля И.Лисовская сумела увлечь зрителей четкостью, динамизмом и выразительностью действия. Хор звучит также слаженно, действенно. Чувствуется, что с ним много работал педагог по вокалу В.В. Прядун. Для каждого героя на сцене найден свой характерный образ. Вот деревенская дурнушка Альдонса. Ее хорошо, я бы сказал, на профессиональном уровне играет очень одаренная М.Ящук. Вот Санчо – уже немолодой, какой-то мудрый и грустный в убедительном, не лишенном оттенка романтизма исполнении В.Носкова. И тут же изящная Тереса (Е.Соколова), и живая, непосредственная Санчика (Е.Янковская). Действие пьесы несложно. Альдонса – это та самая Дульсинея Тобосская, которую выбрал дамой сердца покойный к тому времени рыцарь рыцарей Дон Кихот, но которая об этом ничего не знала. А когда узнает от Санчо, верного слуги странствующего рыцаря, то уходит из дома своих родителей, которые хотели ее выгодно выдать замуж за деревенского глупыша. Альдонса уходит, чтобы служить идее Любви, идее Рыцарской верности, мечте о свободе и справедливости. Когда в округе узнают, что это и есть Дама сердца Рыцаря, во имя которой он совершал подвиги Добра и Справедливости, всех обуревает желание быть похожими на него. Всем хочется быть влюбленными (это ж так модно теперь!). И вот молодые люди вздыхают, страдают, объясняются Альдонсе в любви, чтобы при случае похвастать друг перед другом победой. Но Альдонса никого из них не делает своим рыцарем. Всем им она предпочитает Луиса, похожего на покойного Дон Кихота, но разочаровавшегося в жизни, бегущего от мирских наслаждений в религию. Но велика сила любви! Это сила преображает робкого юношу, и он действительно становится похожим на Дон Кихота уже не только внешне. Это перерождение Луиса, в искреннем исполнении А.Секурцева, совершается органично и убедительно. О чем же пьеса? О любви. О ее великой силе говорит и спектакль, поставленный режиссером И.Лисовской. "Дульсинея Тобосская" на сцене дворца культуры и техники имени С.М. Кирова заражает нас искренностью, озорством, весельем. Найден точный тон спектакля, выдержан жанр. А ведь это далеко не всегда удается даже профессиональным коллективам. Все исполнители играют увлеченно, не теряя чувства меры, такта, вкуса. Конечно, можно заметить и недоработки. Не всегда, например, ограничен выход героев на пение. Кое-где психологизм подменяется декларативностью. Исполнителям не удается раскрыть всего богатства тем, заложенных в пьесе Володина. И все-таки это хороший спектакль. Зрительский интерес на протяжении действия не угасает. Спектакль доставляет удовольствие, пробуждает добрые чувства. Испытываешь громадное уважение и благодарность к людям, отдающим искусству свое свободное время, всю свою душу. Г. ЯШУНСКИЙ Артист Мурманского областного драматического театра, заслуженный артист РСФСР
|
Народный музыкально-драматический театр во Дворце культуры и техники имени С. М. Кирова хорошо известен мурманчанам. В 1981 году образовалась его молодежная группа. А с 1987 года эта группа стала независимым творческим коллективом — театром-студией «Актер» под руководством Ирины Владимировны Лисовской. Театр-студия открылся спектаклем «Скамейка» по пьесе А. Гельмана. Потом были работы комедийного плана... И вдруг в феврале этого года неожиданность — «Здесь живут люди» — глубокая, сильная во всех отношениях философско-психологическая драма! Впрочем, неожиданность ли? Театр «повзрослел» не мгновенно - он набирал силу несколько лет. И наконец оказался в состоянии решать серьезные сценические задачи. Первой из них и стала практически неизвестная советскому (не только мурманскому) зрителю пьеса «Здесь живут люди». Автор пьесы — Атол Фугард, южноафриканский драматург. Столь экзотический выбор объясняется просто: Лисовская давно искала такую вещь, в которой житейские, бытовые подробности, психологические нюансы сочетались бы с возможностью философских обобщений. Лисовская искала пьесу, рассчитанную на интеллигентного, вдумчивого зрителя, — и нашла ее. К тому же «Здесь живут люди» — свежий драматургический материал (в отличие, к примеру, от «Дорогой Елены Сергеевны», которую не ставили разве что на Земле Франца-Иосифа). О чем этот спектакль? Об одном дне, который бестолково, смешно, грустно и трагично "убили" на кухне иоханнесбургского дома три человека — домохозяйка Милли (М. Ящук), ее жильцы Дон (А. Секурцев) и Шорти (И. Галич). Иоханнесбургский дом, впрочем, зритель легко может подменить ленинградской коммуналкой. Спектакль подробен житейски, но суть его совсем не в житейских подробностях. Не так важно, в каком городе происходит действие, в какой стране, важно то, что действие происходит на кухне. На кухне, куда людей выталкивает из комнат одиночество. Одиночество и плохо скрываемое отчаяние. Мир этих людей переполнен игрой - привычной, въевшейся в плоть и кровь. Кто-то привычно изображает оптимизм, кто-то бравирует пессимизмом, кто-то уверяет себя, что любит, кто-то уверяет себя в обратном... Это так привычно и естественно, что даже не страшно. До тех пор, пока не задаешь себе вопрос: откуда ощущение давящей душу пустоты? Откуда ощущение надвигающейся гибели? Кто виноват в том, что жизнь проходит, уже прошла мимо? На что роптать? На судьбу? Общественный строй? Или... на людей? На людей, которые сами себя незаметно убивают, давят, выедают изнутри? Спектакль изобилует вопросительными знаками. Мы больше привыкли к восклицательным («Все хорошо!» или «Все плохо!» — знак-то не меняется...) Между тем Борис Васильев однажды заметил в одной из своих книг: «Мне больше по душе произведения, где знак вопросительный преобладает над знаком воклицательным... Ибо знак восклицательный — это перст указующий, а вопросительный знак — крючок, вытаскивающий ответы из нашей собственной головы...» Спектакль выстроен со вкусом и довольно тщательно (работа над ним длилась полгода). Это не значит, что он неуязвим для критики. К примеру, композиция спектакля -— три с половиной часа сценического действия — это все-таки не шутка для нашего темпераментного века с его ритмом жизни и соответствующими законами восприятия. Первое действие смотрится тяжело. Мелькает даже кощунственная мысль! вот бы сократить спектакль вдвое, оставив только более динамичное второе действие... Повисает в воздухе и знаменитая проблема «четвертой стены» (то есть «стены» между сценой и зрителями). Для театров-студий вообще характерно открытое обращение в зал. Здесь этот принцип тоже просматривается — многие реплики Милли (например, «Где вы весело проводите свой субботний вечер?») почти откровенно адресованы зрителям. И это вполне в стиле спектакля. Но прием не использован последовательно, до конца. Гремящая за стенами зрительского зала дискотека, которую хорошо, увы, слышат зрители, артистами игнорируется. Возникает «момент игры». Он особенно досаден в спектакле, который во многом буквально завораживает своей достоверностью, глубоким психологизмом. Из актерских работ обращает на себя внимание прежде всего образ, созданный Мариной Ящук, — Милли. Это женщина, которая продолжает сражаться, даже потерпев в жизни сокрушительное и, судя по всему, окончательное поражение. Ее жалкая и величественная борьба рождает в душе зрителя множество чувств. А в голове — новые и новые вопросы. Вплоть до самого главного: во имя чего все то, что мы громко называем Жизнью? Здесь живут люди. Зачем они живут? Ответа в спектакле нет. Ни положительного, ни отрицательного. Милли, Дон, Шорти — никто из них не открывает в себе кладезей человеколюбия и романтизма, — но и не вешается, хотя имеет для этого не один повод. Вздохнув, посмеявшись, захлебнувшись слезами, люди,.. продолжают жить как ни в чем не бывало. Просто жить. Возможно, в этом и заключается ответ... Говоря об актерских работах в спектакле, важно обратить внимание на то, какой нервной энергией наполняют молодые артисты каждую минуту своего пребывания на сцене. Видно, что их герои глубоко им небезразличны. Беседуя с ребятами, я не удивился, узнав, что они буквально болеют теми вопросами, которые возникают и перед героями пьесы. Примечательно, что работу Марины Ящук секция критики Мурманского отделения СТД РСФСР отметила как лучшую актерскую работу сезона! Ирина Владимировна Лисовская так сформулировала кредо театра-студии: не читать мораль, не заниматься нравоучениями, а бередить душу и будоражить мозг. Это относится прежде всего к самим актерам. Потом все то, что их волнует, они передают зрителям. Хотелось немало добрых слов сказать и о художнике, оформившем спектакль. Но я был приятно поражен, узнав, что сценография здесь — плод коллективного творчества. Оформление несложное обычная кухонная мебель и всяческая утварь, синие обои в разводах и пятнах, труба, пересекающая всю сцену (кухня словно нанизана на эту трубу, выходящую из бесконечности и в бесконечность уходящую)... Тем не менее, когда вскрываются философские слои спектакля, оформление начинает восприниматься совсем иначе — как образ крохотного кусочка Земли, заброшенного куда-то в космические бездны. Пятна на синих обоях совершенно определенно складываются в созвездия, труба превращается в земную ось... Неоднозначность спектакля четко иллюстрируется неоднозначностью оформления. ...Давайте посмотрим на себя со стороны. Сегодня это уже возможно. Просто посмотрим на себя со стороны. В черной пустоте висит маленький бело-голубой шарик. Он чем-то похож на коммунальную кухню — только по комнатам с него не разойдешься. Очень небольшой шарик, который зовется Землей. И здесь живут люди... ВАЛЕРИЙ ЧУБАР Наш внешт.корр.
|
Пока земля еще вертится, Пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, Чего у него нет. Б. Окуджава. Так начинается юбилейный спектакль музыкального детского театра «Фантазия» Дома детского и юношеского творчества им. А. Бредова. Театр, которому в апреле нынешнего года исполнилось пять лет, под руководством режиссера-педагога И.В. Лисовской показал зрителям сложнейшее драматическое действие- "Блюма" по мотивам пьесы А. Я. Бруштейн "Голубое и розовое". Это было уникальное зрелище! Каждый зритель, присутствовавший на спектакле, был не только восхищен постановкой, но и покорен игрой юных талантов навсегда. Любая реплика актеров звучала на высокой ноте, искренне и не вызывала сомнений. Построение мизансцен продумано до мелочей - ни лишних движений, ни ненужных всплесков эмоций, ни убивающих своим эффектом эпизодов. Все просто, изящно, почти утонченно, и потому, если не гениально, то высоко талантливо - точно. На сцене - один день из жизни женской русской гимназии в 1905 году. Беспечные гимназистки, за спинами которых стоят достойнейшие родители, ведут обычную, непритязательную жизнь, какую можно вести в детской колонии. А то, что гимназия А. Я. Бруштейн- колония, не вызывает сомнений. Как только среди учениц появляется начальница гимназии «Сивка» ( Н. Пономарева) и классная дама «Мопся» (В. Корогодина), непревзойденно сыгранные девушками «жандармы в юбке», убивающие в юной душе Личность, уважение друг к другу, вытравливающие доброту, милосердие и любовь, жить не хочется вовсе. А когда на твоих глазах Блюму Шапиро (Н. Лебедеву) унижают перед всей гимназией до самой болезненной степени, просто ощущаешь необходимость призвать к революции и свергнуть ненавистных классных дам. Но наши дети не хотят признавать насилия, поэтому все вместе, помятуя о наставлениях своей любимой учительницы «танцевания» Лидии Дмитриевны (О. Грунтовая), они всем миром поднимают Блюму с колен... в буквальном смысле слова. И эти «синявки»-учительницы, старые девы, выжившие из ума, против дружбы и детского милосердия не могут предпринять никаких шагов. Потому что вечно добро, вечна молитва, обращенная к небу: «Господи, взываю к тебе...», потому что Личность сильнее коллектива, и она стоит во главе угла. Долгих пять лет музыкальный театр «Фантазия» шел к сложнейшей драматической постановке. Со дня основания коллектива вместе с ним превратились в талантливых актрис Наталья Пономарева, Оксана Грунтовая и Наталья Лебедева. Пройдет еще немного лет и наши «юные звездочки» запылают с новой силой на большой сцене. В этом нет никаких сомнений. - После окончания школы хочу поступить в театральное училище, - говорит Оксана Грунтовая, пятнадцатилетняя ученица 9 «Б» класса гимназии № 2, - потому что, мне кажется, жить сегодня можно только на театральной сцене и создавать те образы, которые в реальной жизни не сыграть никогда. От юной леди такие рассуждения услышишь редко. - Все мои девочки,- рассказывает режиссер-педагог И. В. Лисовская, - не просто чувствуют музыку актерской игры, они сами воплощают ее в словах и движениях. Без их коллективного творческого ансамбля, смею уверить, не было бы ничего. А сколько спектаклей мы уже сделали... «Кошка, которая искала...», «Левша», «Седьмой «Ю» играет сказку», «Дружный класс», «Родительское собрание». Да! Да! Два последних спектакля отмечены первыми местами на областных конкурсах детских театральных коллективов. А юные актеры Игорь Дулов и Наталья Лебедева получили почетные дипломы за лучшее исполнение женской и мужской роли. Сама режиссер-педагог награждена Почетной грамотой "За большой вклад в воспитание творческой личности, трудолюбие, оптимизм, высокий профессионализм и в связи с 45-летием со дня основания Дома детского и юношеского творчества им. А Бредова». Это только начало! Удачи тебе, «Фантазия» на творческих дорогах, и долгих, долгих лет... Пусть твоя звезда на небосклоне не погаснет никогда… В.ПЕТЕРБУРЖСКИЙ.
|
НА ЯЗЫКЕ МУЗЫКИ И ТАНЦА. В День Победы состоялась премьера спектакля «Жар-птица» народного музыкально - драматического театра Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова. Тема любви и счастья, войны и смерти выражена в постановке сложным, ярким языком. Музыкально - драматическая поэма «Жар-птица» — произведение известного ленинградского композитора А. Колкера. Режиссер спектакля Ирина Владимировна Лисовская пошла на риск, расширив состав действующих лиц поэмы, по-своему представив ее содержание. В постановке народного театра заняты все его группы: балетная, драматическая, хоровая. По довоенному светлому городу идут Она и Он. «Живя, одним дыханьем с Ленинградом», они ничем не отличаются от сотен и тысяч таких же любящих и любимых, молодых и сильных. «Вальс памяти» в исполнении Е. Русакова словно переносит зрителей в то время. Солнце, счастье, кружащиеся юные пары... Костюмы и прически участников спектакля подобраны такими, какими они были именно в 40-х. «Танец счастья» в исполнении солистов балетной группы Р. Залялутдинова и И. Морозовой— словно полет двух любящих сердец. Но счастье не вечно: война... Расстаются любимые. Жар-птица — так называет девушку ОН. Она остается одна. Он - солдат, и его место на поле боя. Померкли краски любимого города. Нет больше «смеющихся львов», нет улыбающейся в Летнем саду Венеры... Щемящую «Песню солдатки» исполняет И. Пестерева без оркестра на темной сцене. А потом наступает блокадная зима. На фоне Млечного пути — черная рама окна. Жар-птица одна в давно нетопленной комнате, она умирает. Рвется тоненькая нить жизни, которая, казалось, обещала быть бесконечной. Но пока жива Жар-птица — жива и ее любовь, слабость и голод не могут служить оправданием утраты этого чувства. Удивительно проникновенен дуэт Жизни и Жар-птицы. А Он останется в живых. Сильный и молодой. Но смерть Жар-птицы — невосполнимая утрата. «Танец отчаяния» в исполнении солистов балета — словно крик раненой души. Главную героиню играет выпускница педагогического училища Ирина Пестерева. Это ее первый спектакль, и он удался. Вечная, гордая тема непобедимой любви представлена в новой для театра и зрителя сложной форме сценического искусства. Режиссер И. В. Лисовская, дирижер А. Н. Хильман, художник В. И. Чудзин, балетмейстер Г. А. Летухова помогали молодым самодеятельным исполнителям создать волнующий спектакль. Т. ГОЛИКОВА, инженер управления «Севрыбпромразведка
|
ССЫЛКИ |